Все статьи: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96, 97, 98, 99, 100, 101, 102, 103, 104, 105, 106, 107
|
Битва Титанов
чат-боты искусственного интеллекта VS поисковые системы
FatCat_bot 21.01.2025 - 19:22 Google, ведущая поисковая система в мире, впервые объявила «красный код» в ответ на рост популярности искусственного интеллекта (ИИ) с элементами разумного диалога с пользователем, рассматривая его как потенциальную угрозу своему основному бизнесу и будущему - поисковой рекламе в Интернете. Русскоязычный Яндекс же напротив, внедрил в свой интерфейс раздел «нейро» с собственной Большой Языковой Моделью (LLM-large language models - технология, основанная на искусственном интеллекте). Современные диалоговые нейросети (такие, например, как ChatGPT) может участвовать в разговорном взаимодействии и давать чёткие, прямые ответы в различных областях знаний, в отличие от традиционных поисковых систем, которые просто перечисляют ссылки на возможные источники. Стоит отметить, что у компании «Гугл» также есть собственный чат-бот под названием «Gemini», который похож на ChatGPT и был разработан дочерней компанией уже достаточно давно, но запущен в эксплуатацию по платной подписке, да и то не для всех. Однако поисковый гигант может не захотеть бесплатно внедрять свою новую технологию в поисковую систему, поскольку это может подорвать его основной бизнес (поисковая реклама в Интернете), который составляет большую часть доходов.
Само по себе, появление подобных чат-ботов (например, Claude, Bing Copilot, Perplexity) знаменует собой крупный технологический сдвиг, который может нарушить технологическую индустрию и трансформировать процесс того, как люди получают доступ к информации в Интернете. Развитие технологии LLM для поиска также поднимает этические и социальные вопросы о влиянии ИИ на человеческое общение, внушаемость, правильность самих ответов, авторские права, конфиденциальность, безопасность и творчество. Хотя Большие языковые модели всё ещё находятся на ранних стадиях разработки и сталкиваются с многочисленными проблемами/ограничениями, они, по мнению многих специалистов, открывают новые возможности для инноваций и сотрудничества человека и искусственного интеллекта. Хотя у этой парадигмы хватает и критиков, с обоснованной аргументацией. Мнение критиков со временем подкрепляется внушительными примерами, подчас комичными.
ChatGPT — это чат-бот, созданный на основе технологии GPT-3.5/4/4o (Generative Pre-trained Transformer 3.5/4/4omni), предназначенный для общения с людьми на естественном языке. Он работает с использованием большой нейронной сети с 1,8 триллионами параметров, обученной на огромных объёмах текстовых данных из Интернета. Такое обширное обучение позволяет ChatGPT имитировать разговор с пользователем-человеком посредством текста или голоса практически на любую тему, учитывая некоторые входные слова или предложения. Помимо ChatGPT, в настоящее время на рынке есть несколько других подобных популярных продуктов, таких, как Claude, Bing Copilot, Perplexity и Gemini.
Формат диалога этих систем позволяет пользователям последовательно уточнять свои запросы и углублённо изучать темы. Он может вести различные типы бесед, от обычного общения до решения сложных проблем, и даже генерировать креативный контент, такой, как стихи или программный код. Но, несмотря на то, что ИИ предлагает множество преимуществ, важно отметить его ограничения, такие как потенциальные неточности/недостоверность информации или случайные несоответствия в ответах на один и тот же вопрос. Были зафиксированы случаи, когда энтузиасты-исследователи ставили перед «машиной» вопросы в такой изощрённой подаче, что систему просто «глючило» или она «уходила в себя».
Несомненно, плюсом новых разработок является то, что пользователи могут задавать уточняющие вопросы, что делает процесс поиска более интерактивным и контрастирует с традиционными поисковыми системами, но не всегда делает результат эффективным. Недавние обновления позволили ChatGPT искать в Интернете актуальную информацию, расширяя его возможности по предоставлению ответов, которые не ограничиваются его обучающими данными - этот процесс называется «глубоким машинным обучением». Эта возможность позволяет ему суммировать контент с различных веб-сайтов, потенциально предлагая более связный ответ, чем традиционные поисковые системы, которые представляют фрагментированную информацию из нескольких источников. Но величайшая проблема заключается в том, что не всегда те данные, которые ИИ заносит в свои базы данных на выделенные сервера, является истинной. Большинству людей уже давно известно, насколько всемирная сеть замусорена разной противоречивой и ложной информацией. Задача разработчиков - создать такой фильтр, который бы отсеивал ложные данные - но с такой адекватной фильтрацией не может пока справиться даже человеческий разум.
В дополнение к аспекту трансформации поиска, новый тип взаимодействия может произвести революцию в традиционной онлайн-рекламе для поисковых систем. Поскольку пользователи всё чаще ищут прямые ответы, а не просматривают рекламу и ссылки, это может снизить эффективность традиционных моделей рекламы с оплатой за клик. А это означает, что рекламодателям, возможно, придётся адаптировать свои стратегии для более разговорного взаимодействия с пользователями.
Кроме того, возможное партнёрство разработчиков и IT-гигантов предполагает потенциальную интеграцию возможностей чат-ботов в рекламные платформы, что позволит создавать более персонализированные рекламные предложения. Это может привести к более таргетированной рекламе, основанной на взаимодействии пользователей с ИИ, предоставляя рекламодателям более полные данные о предпочтениях и поведении потребителей. Кроме того, рост числа поисковых инструментов на основе ИИ может потребовать переоценки стратегий поисковой оптимизации (SEO). Компаниям, возможно, придётся больше сосредоточиться на создании контента, который легко понять и который соответствует разговорным запросам, а не только на оптимизации для поиска по ключевым словам.
Две ведущие поисковые системы, действующие в РФ, получают большую часть своего дохода от продажи рекламы на собственных платформах, таких как поисковая сеть, карты, видеохостинг, а также на сторонних веб-сайтах и в приложениях, которые используют рекламные сервисы на партнёрской основе (РСЯ и Google Ads). Поисковая система возвращает список ссылок на веб-страницы, которые соответствуют запросу пользователя, ранжированные по популярности и авторитетности. В верхней части этих ссылок ПС показывает рекламу, которая приносит доход, как самой поисковой системе, так и её рекламодателям (опосредовано и не всегда).
Однако чат-боты на основе ИИ предлагают новый способ поиска информации в Интернете, который может бросить вызов традиционной поисковой системе. Вместо того, чтобы вводить ключевые слова или запросы, люди могут взаимодействовать с чат-ботами на естественном языке и получать информацию в виде понятных или простых предложений. Чат-боты также могут предоставлять более персонализированные и увлекательные ответы, чем поисковая система, адаптируясь к предпочтениям, интересам и эмоциям пользователя. Кроме того, нейросеть может также генерировать новую информацию или контент, к которым поисковая система может не иметь доступа вовсе или которые она не сможет сгенерировать.
К обозначаемым плюсам некоторые относят возможность пользователей легко использовать разговорные взаимодействия чат-ботов для обдумывания своих информационных потребностей и анализа ценности информации, в то время, как при традиционном процессе им приходится кликать на различные веб-страницы в результатах поиска и читать их. И хотя спонсируемые объявления появляются как в New Bing от Microsoft (поддерживаемом GPT), так и в Яндексе с Гуглом, в диалоге с нейросетью реклама появляется после нескольких итераций обмена информацией, когда чат-бот ИИ собирает достаточно информации от автора и лучше его знает (например, вводя «ноутбук», «какой ноутбук лучше всего подходит для игр?» и «сколько стоят эти ноутбуки?»). А спонсируемые объявления в обычных поисковиках появляются в самом верху результатов поиска сразу после того, как автор вводит ключевое слово «ноутбук».
Благодаря этим преимуществам чат-боты могут стать широко принятыми и предпочитаемыми обществом, по сравнению с поисковой системой, что может привести к потере поисковиками доли рынка и доходов в индустрии онлайн-поиска. Google со своей позицией, в отличие от того же Яндекса, может потерять своё конкурентное преимущество и влияние в технологической отрасли и обществе в целом. Другие традиционные поисковые компании также быстро отреагировали на рост технологий LLM. Например, Microsoft заняла проактивную позицию, запустив Bing Chat, позже переименованный в Copilot, который использует технологию OpenAI. Эта интеграция привела к заметному увеличению доходов от поисковой рекламы Bing, которые, как ожидается, будут расти значительно быстрее, чем у Google, поскольку все больше пользователей используют инструменты ИИ для поиска. Кроме того, Baidu, ведущая поисковая система в Китае, также вышла на рынок ИИ со своим сервисом под названием Ernie. Этот чат-сервис на базе ИИ нацелен на предоставление функций, аналогичных функциям западных аналогов, но с прицелом на условия специфической фильтрации трафика.
|