Один из важных компонентов менеджмента и управления, который в виде неотъемлемой части включают в себя практически любые курсы управления - это управление идеями. К тому же навыки управления идеями необходимы не только тем людям, чья деятельность непосредственно связана с организацией каких-либо проектов, но окажутcя в той или иной степени полезными практически для всех, кто проявляет хотя бы какую-то инициативу в своей деятельности.
Одна из ключевых проблем управления идеями связана с тем очевидным фактом, что количество идей, которые находится в работе, всегда превышает необходимое. Процесс решения отдельной проблемы можно сравнить с руслом реки, которое сначала расширяется - возникает множество вариантов решения, а затем сужается, приходя к итоговой идее. Если выбор итоговой идеи не сформулирован чётко, как правило, это приводит к проблемам, поскольку неопределённость и неконкретность указаний ведут к худшей организации процесса.
Для управления идеями важно учитывать следующие факторы: появление новой информации, переосмысление задачи, взаимодействие идей, относящихся к разным элементам проекта. Все эти факторы ведут к дополнительному расширению поля идей, а это может затруднить выполнение работы в срок - ведь в финале, подчеркнём ещё раз, должно быть выбрано одно конкретное решение. Пройдя курсы управления, хороший руководитель должен усвоить тот важный факт, что творческий процесс работы с новыми идеями обладает довольно большой силой инерции. Сотрудникам может быть сложно отказаться от своих идей, приходя к единому решению, даже если оно объективно является лучшим.
Чтобы грамотно организовать управление идеями, руководитель должен заранее определить сроки прохождения определённых «контрольных точек» на пути формирования итоговой идеи, и тщательно отслеживать их выполнение. Эти промежуточные этапы позволяют оптимизировать работу с идеями и добиться соблюдения сроков. Самые важные контрольные точки - обоснование самой решаемой задачи и её важности, формирование перечня идей, затем (приблизительно к на полпути к сроку исполнения) сведение всех концепций к трём-четырём ключевым вариантам, сокращение этого списка до двух альтернатив, и, наконец, выбор финального решения и его техническое оформление. Важно, что курсы управления позволяют научиться использовать подобную систему контрольных точек, чтобы оптимизировать работу над проектами практически любого масштаба.
Также следует упомянуть методику объединения идей, которая и позволяет переходить от начального перечня, содержащего зачастую до сотни идей, к нескольким крупным альтернативным вариантам. Эффективным способом объединения идей является составление диаграммы сходства. Для этого ключевые характеристики каждой идеи выписываются в виде нескольких слов или фраз на небольшом листке бумаги (для этого удобно использовать клейкие листочки). Затем эти формулировки располагаются на большом поле, например, доске, и в процессе обсуждения становится возможным, перемещая эти записи, расположить рядом те идеи, которые обладают сходными свойствами. Это позволяет выявить идеи, которые дублируют друг друга, определить ключевые группы идей и попытаться собрать их в единые замыслы более общего характера. При этом следует помнить, что нет идеального способа группировки идей, и даже их небольшое количество можно в зависимости от целей сгруппировать разными способами.