Все статьи: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96, 97, 98, 99, 100, 101, 102, 103, 104, 105
|
Позитивная составляющая «открытого кода»
в индустрии программного обеспечения
FatCat_bot 20.01.2023 - 12:29 В самом начале истории индустрии программного обеспечения преобладало мышление дефицита. К 1980-м годам суды, Конгресс и новаторы признали патенты и авторские права важными инструментами для стимулирования инноваций в области ПО. Без такой защиты потенциальные разработчики никогда не смогут добиваться социально оптимальных объёмов программных инноваций и тем самым способствовать прогрессу науки, а ведь именно это является конституционной основой для предоставления такой защиты. Это стало особенно актуально в свете ограниченных возможностей правовой защиты авторства, как коммерческой тайны, с точки зрения, как объёма охраны, так и доступных средств. Авторское право и патенты, предоставляют разработчикам более надёжные средства для возмещения своих затрат, и, возможно, побуждают их заняться разработкой новых программных инструментов и приложений.
Тем не менее, даже когда законодательно ПО было признано объектом авторского права и патентной защиты возникло другое движение. Начиная с 1980-х годов, некоторые программисты начали выражать разочарование по поводу своей неспособности улучшить программные продукты, лицензированные третьими сторонами. Их неспособность сделать это была связана с защитой интеллектуальной собственности. Например, если разработчик столкнулся с неисправным принтером, условия лицензионного соглашения об интеллектуальной собственности, применимые к некорректному программному обеспечению, часто запрещали ему исправлять неполадку, внося изменения в её исходный код. Кроме того, у пользователей обычно не было ни фактического, ни законного доступа к этому исходному коду, необходимому для выполнения исправления. С юридической точки зрения это был тупик, и единственным выходом было условие получить разрешение от правообладателя. Это был весьма обременительный процесс, который обычно приводил к отказу.
В результате некоторые из этих первых разработчиков взяли дело в свои руки. Они положили начало так называемому движению за бесплатное программное обеспечение с открытым исходным кодом (FOSS - free and open source software). Это движение имеет сложную историю, но его появление стало причиной нескольких важных последствий.
Во-первых, был разработан набор лицензий на интеллектуальную собственность, которые разрешали, а не запрещали виды использования (или изменений) кода, запрещаемые типичными коммерческими лицензиями. Эти лицензии, как правило, позволяли другим изменять и использовать подпадающее под них программное обеспечение любым способом, который пользователи считали нужным, при условии соблюдения определённых условий. Одним из наиболее важных, по крайней мере на раннем этапе, были положения о так называемом «авторском леве», которые требовали от пользователей лицензионного программного обеспечения предоставления таких же прав любым другим лицам, которым они распространяли программное обеспечение. Идея состояла в том, чтобы распространять нормы открытости и свободы, обусловливая использование и дальнейшее распространение программного обеспечения с предоставлением другим пользователям таких же прав. Эти правовые нововведения оказались успешными. Стороны начали применять эти правила для многих своих программных проектов. И в то время как некоторые коммерческие субъекты демонстрировали нежелание использовать ПО, подпадающее под действие таких условий, соблазна свободно доступного программного обеспечения часто было достаточно, чтобы заставить многие стороны преодолеть этот барьер.
Во-вторых, связанные участники этого движения начали совместную разработку программных ресурсов, подпадающих под эти лицензии, в качестве альтернативы доминирующим проприетарным решениям. Возможно, самым известным примером является ядро Linux, выпущенное под лицензией General Public License. Это ядро предоставило вариант операционной системы с открытым исходным кодом, которую любой пользователь мог бы использовать вместо доминирующих проприетарных вариантов, таких как разработки Microsoft (Windows), IBM или Apple (Macintosh). Сегодня эта ОС является основой большей части компьютерного мира. Но даже за пределами Linux разработчики начали предоставлять решения с открытым кодом, которые неуклонно вытесняли проприетарное ПО во всем программном стеке из-за доступности внесения в код любых изменений, снижения затрат и, во многих случаях, технического превосходства.
На самом деле, главная предпосылка движения заключается в том, что открытые совместные инновации намного превосходят разрозненный закрытый подход. Как однажды сформулировал один из первых лидеров FOSS, «при наличии достаточного количества глазных яблок все ошибки [программного обеспечения] будут недолгими и некритичными». И по мере того, как движение начало набирать обороты, становилось все более очевидным, что путь к изобилию программного обеспечения, как с точки зрения качества, так и количества, лежит через открытые инновации.
Сегодня успехи программ с открытым кодом говорят сами за себя. Каждый крупный поставщик технологий использует и вносит свой вклад в проекты. Первоначальная нерешительность в отношении их использования, из-за условий лицензирования, сменилась почти догмой о том, что каждое программное решение должно начинаться и часто заканчиваться версией с открытым исходным кодом. Такое ПО, на самом деле, есть в каждом вычислительном устройстве, и почти для каждого типа программных проблем есть (по крайней мере одно, а часто и несколько) решений. Хотя разработка проприетарного специализированного программного обеспечения все ещё происходит для узко-специфических задач.
Принятие стратегии «открытости» ускорило темпы и масштабы инноваций. Стремление к изобилию привело к значительному переизбытку как качества, так и количества программных ресурсов, которые регулярно используют и вносят свой вклад различные стороны, начиная от отдельных разработчиков и заканчивая начинающими компаниями и крупными многонациональными корпорациями. И хотя подход FOSS не всегда имеет смысл для конкретного сценария, он в значительной степени стал популярным подходом во всей индустрии ПО.
Многие участвующие в процессе, руководствуются не только правами интеллектуальной собственности, но и другими причинами. Это может показаться очевидным, но надо помнить, что основная причина предоставления прав интеллектуальной собственности на программное обеспечение заключалась в том, что без них стороны не могут заниматься инновациями. По крайней мере, во многих случаях эта теория просто не соответствует действительности. Стороны занимаются написанием разнообразных программных продуктов по самым разным причинам, включая внутренние мотивы, такие как желание проявлять творческий подход и вносить свой творческий вклад во благо развития. Конечно, большая часть разработки происходит в рамках занятости людей, и наличие прав на интеллектуальную собственность, безусловно, может мотивировать многих из работодателей финансировать деятельность своих сотрудников. Тем не менее, многие такие работодатели готовы отказаться от этих прав в обмен на возможность использовать и участвовать в проектах FOSS. Действительно, некоторые компании даже публично заявили об отказе от прав на интеллектуальные разработки, чтобы способствовать дальнейшему развитию принципов открытого использования.
Таким образом, благодаря движению FOSS в эволюции индустрии программного обеспечения восторжествовало мышление изобилия. Конечно, стороны по-прежнему продолжают регистрировать авторские права и получать патенты на программные продукты во время этой эволюции, особенно крупные технологические компании, которые рассматривали эту защиту как ключевой актив, даже продолжая вносить свой вклад в проекты FOSS, внедряя уникальные инновации. Тем не менее, другие компании использовали те же активы для реализации изобилия разнообразного ПО.
Как ни странно, но изобилие не устранило дефицита в индустрии. Вместо этого в современную эпоху он пересекается с новыми его формами. Во-первых, распространение принципа «открытого кода» означает, что мышление дефицита все больше проявляется, поскольку коммерческие игроки конкурируют друг с другом. Такое явление часто противоречит и усложняет радужную картину, которую можно было бы нарисовать про триумф движения FOSS, особенно по мере того, как все больше программных инструментов перемещается в облачные сервисы. Во-вторых, искусственный интеллект значительно изменил правила игры. Эти две индустрии сегодня уже даже не граничат друг с другом, а весьма активно интегрируются, потому что почти все разработчики используют формы ИИ в своих программных решениях. Но, при такой бухгалтерии, всё равно существует нехватка человеческих ноу-хау, способных использовать и развёртывать современные технологии искусственного интеллекта, которые теперь преимущественно работают из облака, и, в значительной степени, основаны на ресурсах FOSS, хорошо известных методах искусственного интеллекта в более широком доступе к базам данных и вычислительной мощности. Всё это предвещает глобальную трансформацию в будущем индустрии программного обеспечения и искусственного интеллекта.
|